Консультация для родителей

 

 

Скоро в школу.

 

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует иногда определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка

 

Проблемой многих современных первоклассников является то, что на них с младенчества обрушивается огромный поток информации — от родителей из телевизора, из компьютера, из музыкальной или художественной школы... Часто ко времени поступления в школу ребенок превращается в маленького старичка, который считает, что уже всё знает, всё умеет, и уже устал учиться. довольно часто дети невольно оказываются заложниками взрослых и получают ненужную или негативную ин формацию. Ребенок смотрит все телевизионные передачи подряд; играет в комнате, где бабушка смотрит сериал; малыш оказывается свидетелем беседы родителей, в которой они обсуждают недостатки воспитателя, учителя.. Нервная система ребенка не справляется с таким потоком информации он становится раздражительным, возбужденным  либо вялым, пассивным, плаксивым. Учебная деятельность, которая является ведущей для детей младшего школьного возраста (7—10 лет), требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть определенными мыслительными операциями,  уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (при выполнении знакомых действий: обслуживающий труд, рисование и т. д.), осуществлять самоконтроль своих действий, адекватно реагировать на замечания взрослого,  проявлять волевые усилия для решения поставленной задачи.

 

Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, зрительно-двигательная координация, достаточно развитая мелкая моторика рук. Все это требует подготовки, но нельзя забывать что полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. Для становления личности будущего школьника важную роль играет ролевая игра. Игра — как освоенная детьми форма моделирования отношений взрослых. Именно в этой игре ребенок активно осваивает «мир вещей» и «мир людей» Освоение «мира вещей» предметная деятельность (познавательная и практическая), обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений, навыков, формирование интеллектуальной активности. Освоение «мира людей» — деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, включает ребенка, с учетом его возрастных возможностей, в систему этих отношений. Он как бы примеряет себя к окружающему миру, пробует себя в разных ролях. Именно в играх формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, условия игры, распределять роли), умение управлять и быть управляемым.  Все это очень необходимо будущему первокласснику для успешного вхождения в школьную жизнь, для овладения необходимым социальным опытом.Очень серьезной проблемой в жизни б—7-лет детей является «недоигранность». Малыши постоянно заняты «учебой» с самого раннего детства. Дошкольникам некогда играть. А часто они просто не умеют играть ни с игрушками (игрушек много, но взрослые не играют с ребенком, а значит, не учат с ними играть), ни со своими сверстниками (за партой, во время занятий-уроков нельзя играть, надо заниматься). Неумение играть и общаться между собой и учителя наблюдают на переменах.

 

«Не навреди», «Яд от лекарства отличается дозой» — эти медицинские правила актуальны, и для воспитателей, и для родителей в вопросах не только лечения, но и образования детей. Не бывает правил без исключений. Но все-таки вряд ли стоит готовить ребенка к поступлению в ВУЗ ‚уже в детском саду.Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями, — это самый хороший и самый успешный первоклассник

 

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей

 

Портрет будущего первоклассника

 

1. Социальное развитие

Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.

Общается со сверстниками, знает правила общения.

Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

Хорошо адаптируется к новой обстановке.

Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

Не избегает общения.

 

2. Организация деятельности

Может планировать свою деятельность.

Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

Не отказывается от заданий.

 

3. Речевое развитие

Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.

Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

 

4. Развитие движений и пространственная ориентация

Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

 

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).

Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

 

6. Личностное развитие

Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.

Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.

Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

 

7. Здоровье

Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

Спокоен, усидчив, нераздражителен.

Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

В речи нет выраженных задержек в развитии.

 

8. Развитие внимания и памяти

Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.


 

 

Консультация психолога

 

Семь ошибок родителей

 

Перечислим наиболее распространённые ошибки, которых допускают взрослые.

 

                     Бытовые угрозы

 

"Если не уберёшь в комнате, останешься без лакомства", "Делай так, как я сказал. Не задавай лишних вопросов, так как не пущу на улицу".

 

    Этим выражениям, которые слетают с уст родителей в любое время, часто не придаётся никакого значения. Но ребёнок, уверяем Вас, воспринимает все намного сложнее. Такие угрозы вызывают у неё не только страх, а и чувство враждебности, скрытый негативизм относительно родителей

 

                     Авторитарные приказы

 

"Если тебе это говорит отец, ты должен слушаться", " Я тебе запрещаю дружить с...", "Я - мать, поэтому лучше знаю, что для тебя хорошо, а что - нет."

 

Такие реплики являются выявлением стремления подчинить себе другой человека. Это приводит к нарушению в семье атмосферы равноправия. Ребёнок запоминает образ: "Вот вырасту, увидим, кто более сильный", - думает он.

 

                     Критика "глухого угла"

 

  "Ты абсолютно не приучен работать", "Ты такой ленивый, как и твой отец", "Учу тебя учу, а все напрасно".

 

    Такие замечания загоняют ребёнка в глухой угол, не оставляя ему ни одной надежды на исправление, тем более, когда его обвиняют в потому, что не зависит от него. Результат? Ребёнок, чувствует лишения родительской любви и поддержки, отчуждается, становится замкнутым, неразговорчивым.

 

                      Обидные прозвища

 

"Ты ведёшь себя, как упрямый ишак", "Такое может сказать лишь полный дурак", "И в кого ты такой обормот уродился?"

 

   

 

 

Обидные прозвища снижают самооценку ребёнка и вдобавок закрепляют в нем сознания модели общения с другими людьми в форме унижения.

 

                    Немотивированный допрос

 

"Ну то сколько времени у тебя на это пошло?", "И чего это ты так опоздал?", "И чем ты здесь так долго занимаешься?".

 

    Иногда родители уделяют чересчур много внимания выяснению несущественных деталей в поведении ребёнка. Малыш расценивает это как проявление недоверия к себе. В результате может появиться стойкий страх перед взрослыми, что заставит ребёнка в будущему скрывать от родителей свою личную жизнь.

 

                Безапелляционные утверждения

 

    "Ты так делаешь мне на зло, я знаю", "Ты просто жадный, я уже поняла", "Можешь не оправдываться, я знаю наперёд, что ты скажешь".

 

    Такие утверждения чрезвычайно болевые для малыша и разрушительные для его психического здоровья. Нежелание взрослого разобраться в действиях ребёнка сводит между ними стену, которая со временем будет становиться все более высокой.

 

                    Несвоевременные советы

 

    "Если бы ты тогда сделала так, как я тебе советовала, ничего бы не случилось. А теперь имеешь себе проблему", "Если бы у тебя на столе был порядок, ты бы сейчас не переживал, что потерялся свой рисунок", "Зачем ты так волнуешься? Это все ерунды. Вот когда вырастешь, поймёшь: не следует из-за этого плакать".

 

    Такие советы абсолютно неуместные тогда, когда ребёнку нужно, чтобы её просто выслушали, посочувствовали, помогли. В другой раз он не захочет с вами делиться ничем - ни горем, ни радостью.

 

Советуем родителям время от времени анализировать то, что говорите ребёнку в продолжение дня. В спокойной обстановке, когда вы уже никуда не спешите и ничто уже вас не бесит, некоторые ваши слова будут казаться вам самым ужасными, недопустимыми для родителей.